А с появлением в России первого атомного ледокола начало развиваться и атомное судостроение в целом. В 1975 году в строю появился ледокол «Арктика», а в 1978 - «Сибирь». В 2020 году в Мурманске произошло знаковое для российского флота событие – вышел на воду универсальный атомоход «Арктика».
ФГУП «Атомфлот», входя в состав Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом», имеет в эксплуатации на сегодняшний день 7 судов c ядерно-энергетическими установками: атомные ледоколы «50 лет Победы», «Ямал», «Вайгач», «Таймыр», атомный лихтеровоз «Севморпуть», головной универсальный атомный ледокол «Арктика», универсальный атомный ледокол «Сибирь». И буквально на днях пришел в порт приписки Мурманск новый ледокол «Урал» проекта 22220. А недавно в Санкт-Петербурге состоялся спуск на воду универсального атомного ледокола "Якутия".
В 2027-2032 годах будут построены и введены в эксплуатацию самые мощные в мире атомные ледоколы «Лидер».
Организация медицинской помощи на судах атомного флота возложена на Мурманский многопрофильный центр имени Н.И. Пирогова ФМБА России. Центр оказывает медицинскую помощь работникам предприятий с особо опасными условиями труда, в том числе ФГУП «Атомфлот».
Медики вместе с моряками отправляются в многомесячные арктические походы. На борту каждого из судов с ядерно-энергетическими установками работают сотрудники отделения судовой медицины ММЦ.
При этом судовые медицинские блоки оснащены всем необходимым оборудованием: телемедицинской установкой, оборудованием для ультразвуковых и рентгеновских исследований, лабораторным оборудованием, эндовидеохирургическим комплексом для лапароскопии и эндохирургии, наркозно-дыхательным аппаратом с анестезиологическим монитором, комплексом для проведения исследований функциональной диагностики. Как в космос! Но на Северный полюс!
Так, работая в составе экипажей действующих судов с ядерными энергетическими установками, сотрудники ММЦ в период с 2018 года по октябрь 2021 года обеспечили 64 арктических рейсов, что составило 5236 ходовых дня.
«Специалисты ММЦ имени Н.И. Пирогова готовы выполнять самые сложные задачи в условиях ледовой навигации, оказывая медицинскую помощь персоналу и выполняя врачебный долг», — уверен директор ММЦ Олег Минин.
Медики на судах обеспечивают и медицинское сопровождение рейсов на Северный полюс с участием детей (2019 - 2022 гг. - «Ледокол знаний Homo Scince project» и «Ледокол открытий»).
Рабочее место медиков — это судовые помещения медицинского назначения - медицинские блоки. В отделении судовой медицины 20 медицинских работников: 12 врачей и 8 фельдшеров.
Подробнее о своей работе рассказывает Марина Николаевна Крупина, судовой врач:
«Судовым врачом я работаю уже 17 лет. За это время успела побывать в рейсах на всех действующих ледоколах. Несмотря на то, что внешне и внутренне атомные суда отличаются друг от друга, работа судовых медиков на них одинакова. При этом работа врачей здесь отличается от тех, кто трудится на суше. В рейсе здесь на борту на весь экипаж только 1 судовой врач и 1 фельдшер. Вне зависимости от количества экипажа. В экстренных случаях, конечно, есть возможность удаленно с помощью телемедицины получить консультацию коллег. Но все равно итоговое решение при лечении пациента за нами.
Стандартный рабочий день медика на судне: прием и осмотр пациентов, если они есть, контроль приготовления пищи на камбузе в части выполнения санитарных правил, текущая работа в медблоке. Самые частые заболевания в рейсах – простуды и травмы легкой и средней тяжести. У нас есть операционная и оборудование, всю помощь оказываем прямо здесь. Но в более сложных случаях, когда требуется сложная хирургическая помощь, проводится экстренная эвакуация на берег посредством санавиации.
Обычные рейсы, которые выполняют ледоколы, проходят по трассе Северного морского пути. В среднем смена длится 4 месяца. Именно столько времени медики находятся рядом с моряками. На Северный полюс мы ходим только в туристических рейсах и таких, как этот – с детьми. Это короткие смены – 10-11 дней.
Бывает и такое, что другие суда, которые идут в составе каравана или рядом, просят о медицинской помощи для своего персонала. Мы никогда не отказываем, располагаем пациента здесь, смотрим, обследуем, лечим».
Одной из целей своего развития ММЦ ставит создание единой системы медико-санитарного обеспечения стабильного функционирования Северного морского пути, облегчения доступа к регионам Крайнего Севера, арктическому шельфу, совершенствованию оказания медицинской помощи на действующих и строящихся судах.
Ведь история ММЦ началась в далеком 1917 году с создания Мурманской портовой больницы, принимавшей на лечение моряков и работников порта. «Пироговка» и сейчас оказывается всю необходимую медпомощь морякам в рейсах на атомных ледоколах.
О своей работе рассказывает Евгения Евгеньевна Иванова, судовой фельдшер:
«На судах я уже 16 лет. До этого работала в поликлинике нашей Пироговки, тогда еще ее называли – Водников. Работа фельдшера на судне отличается в двух случаях – есть еще на судне судовой врач или нет, есть только я как фельдшер. Если есть судовой врач, то большую часть ответственности несет он, а я помогаю. Но если на судне в рейсе только фельдшер, то, конечно, я выполняю все медицинские обязанности сама.
В стандартном рейсе на судне около 100 человек персонала. Очень хорошо помню старый ледокол «Арктика», который отходил больше 30 лет на севере. Но и на новой «Арктике» я уже успела побывать в рейсе.
Туристические и детские рейсы «50 лет Победы» более легкие из-за длительности, но по части количества человек получаются более сложными, здесь к морякам еще добавляется столько же гостей ледокола. И мы в итоге в случае необходимости оказываем медицинскую помощь всем. Но случаев немного, так как моряки проходят углубленные профосмотры между рейсами, чтобы исключать хронические и сложные случаи заболеваний в рейсах, а гости перед рейсами – медосмотры. Во время пандемии сейчас все сидят на обсервации перед рейсами, а мы вместе с ними. Это минимизирует, фактически исключает, случаи проявления ковида в рейсе. Но мы всегда ко всему готовы, такая работа».
Накануне празднования Дня ледокольного флота мы решили рассказать вам о жизни во время рейса на ледоколе и работе медицинских работников на борту судна. И показать это на нетипичном примере, во время рейса «Ледокол знаний», где нам посчастливилось побывать в августе 2021 года.
14 августа в 21:00 наша экспедиция стартовала из Мурманска на атомном ледоколе «50 лет Победы», о чем было возвещено громкими гудками ледокола и традиционным музыкальным сопровождением «Прощание славянки». Этот момент запомнился всем участникам на всю жизнь. Впереди нас ожидали только вода, лёд и бескрайние просторы.
Маршрут рейса такой: Мурманск – Земля Франца Иосифа – Северный полюс – Земля Франца Иосифа – Мурманск. Все туристические и детские рейсы выполняет исключительно «50 лет Победы». Все из-за своего повышенного уровня комфортности, ведь в далекие советские времена его задумывали как в том числе и под круизные цели. Здесь есть смотровой салон, музыкальный салон на корме, библиотека, магазин сувениров, багажное отделение, массажная, парикмахерская, ресторан, и даже ресепшен.
Среди участников на ледоколе было много интересных личностей:
- известный физик, блогер с 1,3 миллионами подписчиков на YouTube – Дмитрий Побединский, который выкладывает научно-популярные ролики
- доцент МИФИ (ядерная физика) Егор Задеба, который читал лекции участникам
- Елена Сударикова, научный сотрудник Дарвиновского музея, антрополог, которая крайне интересно рассказала всем про приматов
- легендарный полярник Виктор Ильич Боярский (о нем отдельно!)
Проживание участников в основном в двухместных каютах. Но знаем, что были и каюты типа «люкс» для одного человека. В каюте есть все необходимое, очень комфортно. Ледокол шел в среднем 17 узлов, но при этом штормило не сильно. В первые дни некоторые участники чувствовали на себе качку, но здесь медики быстро приходили на помощь с помощью волшебной пилюли. Но большинство справилось и без нее, так что весь рейс прошел отлично.
По утрам детей водили на зарядку, которая проходила на вертолётной площадке, где очень хорошо ощущался северный погодный колорит. Взрослые тоже могли заниматься, но многие сладко спали, поэтому вставали уже к завтраку. При этом по радио утром всегда звучали приглашения, или от команды экипажа – приглашение на завтрак, или обязательное пробудительное – от Виктора Ильича, с напутствиями на будущий день.
О завтраках, обедах, ужинах, а между этими приемами пищи еще и о полдниках можно слагать легенды и оды поварам. Еда настолько вкусная, что некоторые ходили в зале-ресторане по кругу! Формат шведского стола с салатами и закусками это позволял. Основные же блюда выносили официанты, и здесь был выбор по меню – мясо, рыба, деликатесы. Мы не понимали, где все эти богатства хранятся в таком количестве! Угощать 250 гостей ледокола, причем каждый день все блюда были разными. И всегда очень вкусными. А еще мы узнали, что для рейса были закуплены десятки килограмм норвежского мороженого, того самого! Первым делом было съедено фисташковое, понятное дело. А уж потом клубничное и шоколадное. В конце рейсах вся бригада поваров вышла, и мы долго им аплодировали, их бесконечному таланту.
В каждой каюте и в коридорах ледокола есть телевизоры, которые показывали два канала: первый – с картой и координатами экспедиции, а второй – транслировавший изображение с камеры на носу судна.
Однако, на ледоколе была масса других развлечений – это и спортзал с тренажёрами, и спортивная площадка, и бассейн, и конференц-зал, и сауна. Отдельно ребятам провели экскурсию по ядерному реактору.
Важное знакомство с главным человеком на судне произошло уже в первые дни – с капитаном. В этом рейсе им стал опытнейший и известный Дмитрий Викторович Лобусов, очень похожий на героя приключенческих книг и фильмов. Он рассказал много чего интересного:
«Капитаном я стал в 2005 году. Впервые побывал на Северном полюсе в 1993 году на ледоколе «Ямал». Испытал бурю эмоций, потому что ледокол только был построен, молодой экипаж. Но и по сей день интереса не теряю. С туристами получается где-то 4 рейса в год летом, а в остальное время – рабочие рейсы по трассе Севморпути. В этой экспедиции я привел ледокол на полюс 32-й раз.
Ледокол, на котором мы сейчас, последний в серии ледоколов «Арктика» 1052. Первыми были «Арктика» и «Сибирь». После этого с модернизацией появились ледоколы «Россия», «Советский Союз» и «Ямал». Но «50 лет Победы» на 10 м длиннее, имеет более прямоугольную надстройку и другой нос – более ложкоообразный, что позволяет ему меньше заклиниваться в лед. Корпус ледокола покрыт нержавеющей сталью, что дает меньше трения корпуса о лед и хорошую ледопроходимость. По паспорту в среднем ледокол может идти, не останавливаясь, при толщине льда в 2,8 м. Но по факту он может пройти через любой лед. Просто при более толстом - ледокол начинает рубить лед и таким образом проходит свой путь. Часто проще и лучше обойти такой лед, потратить меньше энергии и сил. Даже есть такая поговорка «Лучше 100 миль вокруг, чем 5 миль напрямки».
Сколько максимально может ходить наш ледокол? Рекорд по длительности рейса поставила когда-то «Арктика», около года, со сменой экипажа. В целом, если забить нормальными продуктами ледокол, можно ходить 7 месяцев, а если только непортящимися, то и больше. Топлива нам хватает без замены на пять лет работы.
Но в среднем рейсы сейчас по трассе Севморпути у нас длятся 4 месяца. Туристические 10-11 дней».
Через Северный Ледовитый океан мы прибыли на Северный полюс 18 августа! И это в день географа! Все высыпали на нос ледокола, гудок возвестил нам - 90°00′00″, а Виктор Ильич: «Вы на полюсе, ребята, мы все на полюсе!» Перед самой высадкой на лед сначала выбирается подходящее место с хорошим людом. Нам повезло, и точка высадки была максимально близкой к полюсу. Сначала место оборудовали, а по периметру встали специально обученные люди с оружием-снотворным (на случай гостя – белого медведя). На макушке земли мы пробыли несколько часов, ребята сделали флешмоб для видеокамер, остальные гуляли вдоль ледокола и фотографировались в «оборудованных фотозонах» - огромный якорь, веревка, на которой можно было тянуть ледокол и знак «Северный полюс». Ощущения невероятные, всех захлестывали эмоции, мы побывали на Северном полюсе! Завершилось это вкуснейшим пикником, организованным прямо на палубе ледокола. Засыпали с довольными улыбками!
По пути обратно нам устроили экскурсию по архипелагу Земля Франца-Иосифа, на которой мы обошли множество островов и мысов. Виктор Ильич Боярский рассказывал о всех исторических местах этого уникального объекта. Сотни лет множество людей пыталось добраться до полюса, и каждая экспедиция – это большая отдельная история. Нам всем до сих пор не верилось, что мы побывали в этой точке.
Отдельно хочется сказать про Виктора Ильича. Это легендарный полярник, который участвовал в экспедиции «Трансантарктика» 1989 года, когда шестеро человек из разных стран совершили самый длинный маршрут по Антарктиде через Южный полюс. Представители СССР, США, Франции, Великобритании, Японии и Китая стали участниками второй и последней в истории экспедицией вдоль Антарктики на собачьих упряжках (известно, что в наши дни использовать ездовых собак запрещено). И в целом вся жизнь связана с севером и полюсами – южным и северным. Человек с добрыми глазами, белой бородой и отличным чувством юмора. Каждый день он рассказывал нам истории, будил по утрам и всегда был рад ответить на вопросы.
Вблизи острова Гукера мы посетили птичий базар, где тысячи пернатых жителей Арктики встретили нас довольно спокойно. Нам удалось увидеть остров Нансена, посмотреть на места, в которых Нансен и Йохансен жили во время своей полярной норвежской экспедиции к полюсу. Интересными были и десятки других мест: научная станция, памятники историческим личностям и событиям, уникальные природные явления и многое другое.
Посетили мыс Флигели на острове Рудольфа, где воочию наблюдали самый северный водопад. Получилось сделать множество красочных фото и видеоматериалов на память.
Участникам посчастливилось зайти в залив Эссена, который располагается у берегов острова Георга. Ранее там никогда не ходили ледоколы, так как идти по прямой было удобнее. Непривычно было вновь увидеть ледяной покров, да ещё и в Баренцевом море. Там нас ждали стаи белых медведей, которых ещё не видели люди. В целом насчитали девять особей, которых будут в дальнейшем отслеживать. Команда корабля и организаторы приняли решение провести ночь на том месте, где вокруг судна ходили белые мишки – настоящая редкость. Ночью один из них подошёл к ледоколу вплотную, и это смогли заснять операторы. Всего за рейс мы увидели целых десять белых медведей – это тоже считается большой удачей. Вот только с моржами нам не особо повезло – видели только одного.
«Этот рейс запомнился нам членам экипажа и туристам наибольшим количеством посещенных мест на Земле Франца-Иосифа. Обычно их гораздо меньше. А еще и в новый залив, Эссен, зашли, где раньше никто не бывал. Это настоящее исследование и приключение. Желаю всем участникам не терять этот интерес, найти свою дорогу и изучать!», - сказал потом капитан ледокола Дмитрий Викторович Лобусов.
Последний остров, который мы видели, был Западный Нортбрук, у мыса Флора – это самая южная точка архипелага. Этот остров был очень зелёным и более живым, по сравнению с предыдущими.
Километры к Мурманску уже шли вполне обычно. За окном уже стало темнеть, и это было очень приятно всем: мы не видели ночи почти десять дней. А в порту нас ждали: большой праздник, песни, хорошие слова.
Вот, что рассказал руководитель программы экспедиции «Ледокол знаний» Павел Немков:
«Для меня это вторая экспедиция на Северный полюс. Мы формировали программу этого года исходя из потребностей участников. Дети были отобраны из разных источников: победители конкурсов на радио, участники Всероссийского конкурса «Большая перемена», активисты Общероссийской общественной государственной детско-юношеской организации «Российской движение школьников», участники платформы проекта «Ледокол знаний» и даже победители конкурса детских рисунков. Аудитория разношерстная, но угодить хотелось всем. Поэтому у нас на ледоколе были мастерские по прокачиванию гибких навыков, по проектным технологиям.
Лекторов мы подбирали тоже по запросу ребят и по предварительному анкетированию.
Наивысший интерес для них представляла физика, математика, информатика. Соответственно, и лекции им читали физики-ядерщики, антропологи, ученые других специальностей. Лекции занимали первую половину дня, а во второй была как раз проектная работа и мастерские, а вечером уже креативный блок, чтобы расслабиться и зарядиться. Ребята пели, танцевали, участвовали в интеллектуальных играх.
В плане здоровья рейс прошел спокойно. Было очень комфортно работать вместе с медицинскими работниками. Мы благодарны за высокий уровень отклика от них, особенно в самом начале, так как у нас были опасения по поводу морской болезни у ребят. Первые два дня все привыкали к качке, а медики им помогли с ней справиться. Привыкли, и дальше уже все было хорошо.
По сравнению с 2020-м годом эта экспедиция получилась более длительной, удалось увидеть больше, хотя казалось, что маршрут уже знакомый. Но Виктор Ильич Боярский стал душой нашей экспедиции и замечательно рассказывал нам по пути интересное. Он неизменно будил нас и наполнял ледокол историями.
Маршрут ледокола исторический. Земли, которые мы увидели, были освоены много десятков лет назад. Многие из исследователей принесли свои жизни ради покорения севера.
Нам очень повезло, и мы вышли в той самой географической отметке Северного полюса. А часто в экспедициях спуск на лед с ледокола происходит гораздо дальше из-за небезопасного льда.
Изюминкой этого рейса стал заход в припаянные льды в заливе Эссен, куда еще ни разу не заходил ледокол. Такой подарок сделал ребятам капитан ледокола Дмитрий Викторович Лобусов. Ощущение быть первым, первоисследователем, оно передалось всем участникам рейса. Как и тот азарт и интерес, что был у всей команды ледокола. Там же в заливе мы увидели сразу несколько белых медведей, всего их насчитали около 9! Это огромная цифра, увидеть столько медведей за один раз. И большая удача. Видимо медведи не ожидали никого здесь встретить, так как жили своей обычной жизнью. Здесь были даже медведица с двумя медвежатами, которые на почтительном расстоянии от ледокола резвились на ее спине.
В итоге капитан ледокола принял решение и ночевать здесь в заливе, чтобы вдоволь рассмотреть медведей, а наутро спокойно пойти дальше к Землям Франца Иосифа.
Во время вечера прощания на ледоколе было очень приятно услышать обратную связь от ребят. С разными эмоциями, слезами и улыбками, от программы, всего маршрута рейса, от шикарного питания на борту (про это можно спеть оду отдельно!).
Когда участники рейса только заходили на ледокол, они еще не понимали, что их ждет впереди, были не уверены, но оказавшись здесь, рядом с абсолютно разными ребятами, научившись новому у лекторов и друг у друга.
Они поняли, чтобы быть успешными в научном или творческом мире, нужно быть коммуникабельными, находить общий язык, быть открытыми этому миру.
Мы надеемся, что ребята станут амбассадорами новых знаний и проекта Homo Science от Росатома в своих регионах».
Обеспечить высокий уровень надежности, безопасности и эффективности эксплуатации атомного ледокольного флота невозможно без надежной и эффективной медицинской помощи.
О своем пути в профессии и работе врачом-педиатром в детском рейсе на Северный полюс рассказала Майя Александровна Полежаева, врач-педиатр:
«Бригада медиков в детских рейсах усиленная. Помимо стандартных судового врача и фельдшера, здесь еще должны быть врач-педиатр и анестезиолог-реаниматолог.
От коллег из «Пироговки» мне поступило такое предложение, пойти врачом в детский рейс. Конечно, я не смогла отказаться, мне было очень интересно! Этот мой первый рейс. Эмоций много, прошла предрейсовая подготовка детей и персонала, мы были на обсервации. И сейчас все дети здоровы, а обращений единицы. На рейсе мы готовы ко всему, бригада медиков позволяет, как и оборудование и лекарства.
Почему выбрала эту профессию? Это была судьба стать педиатром. Желание стать врачом появилась в раннем возрасте, моя мама мечтала стать врачом, не стала, но видимо это передалось по наследству. Желание помогать людям было всегда. И когда я заканчивала институт, встал вопрос с выбором специализации, и я стала педиатром. Я закончила ординатуру в Москве, стала работать участковым педиатром, а потом стала заведующей отделением детской поликлиники.
Эта специальность очень интересная, мы много занимаемся профилактической работой. А дети настолько позитивны, от них такая отдача, что самая большая отдача — это видеть их здоровыми.
Врач-педиатр – это член семьи, который помогает вырасти здоровым ребенку. Специальность ответственная. Она развивается, особенно в нашей стране.
Любой опыт, полученный врачом – бесценен. Развитие очень важно в профессии врача, мы учимся всю жизнь. И я рада такому опыту работы на ледоколе.
Хочу пожелать всем здоровья, и чтобы у них почаще была возможность получить такие яркие эмоции, которые они получили на Северном полюсе».
Егор Банишевский, куратор программы на «Ледоколе знаний»:
«Присутствие медиков хорошо ощущается, утром и вечером нам измеряют температуру, и всегда готовы прийти на помощь. Чувствуем себя защищенными!»
В завершение нашего рейса и рассказа о нем Виктор Ильич Боярский, полярник:
«Дорогие участники! Вот и закончился наш рейс. Расставаться не хочется. Но мы вместе побывали на Северном полюсе нашей дружной командой. Мне, человеку, который много раз бывал на полюсе, больше всего запомнилось общение с вами и возможность рассказать вам об Арктике, Антарктике с тем, чтобы вы узнали больше об этих прекрасных местах. Я надеюсь, что это путешествие вам не забудется и вы долго будете рассказывать о нем.
Я от души желаю, чтобы тот энтузиазм, который я видел и вижу в вас, не угас, чтобы каждый шел к своей цели. И при этом сохранить положительный настрой. Любите своих близких, себя. И семь футов и даже больше под вашим килем!»
Наша экспедиция состоялась. И, спускаясь с борта ледокола «50 лет Победы», каждый участник рейса понимал, что хоть немного изменит свою жизнь и быстрее добьется тех результатов, которых хочет. Ведь они побывали на Северном полюсе! Таких людей единицы на всей Земле!
Коллектив ФГБУЗ «ММЦ им. Н.И. Пирогова ФМБА России» поздравляет всех причастных с днём атомного ледокольного флота!
Желаем крепкого здоровья и успехов в решении самых амбициозных задач! А медицинский персонал будет всегда рядом.